Твоей заветной мечтой и желанием было, мой отец, да смилуется над тобой Аллах, а также над моей матерю, которая не только соревновалась с тобой, в делах, вызывающих довольство Аллаха, но и умудрялась опережать тебя в этом, а во время моей молодости еще до тебя я сначала уговаривал ее разрешить мне, а также потом попросить у тебя разрешения впервые отправиться в город Кайсери, известный своими ученными в Анадоле…… Так вот, твоим заветным желанием было, чтобы я усердствовал в получении религиозных знаний и стал в будущем одним из ученных Ислама. Твое стремление к этому было выше желания манхумов1 настолько, что когда ты прибыл в Стамбул из нашего города Таукад и увидел меня в возрасте 22 лет, преподающим в университете Султана Мухаммада Фатиха, который во времена Османской Империи был подобен университету Азхару в своё время в Каире и намного достойнее современного Азхара, то сказал некоторым из своих друзей обо мне: «Он попросил у меня разрешения отправиться учиться в Стамбул лишь после Кайсари, однако, не подождав получения свидетельства о достижении ученой степени, начал заниматься преподаванием. Я считал обязательным, чтобы он продолжил учебу как минимум до 30 лет». Мой отец, да смилуется над тобой Аллах, ты был прав, что считал незначительными мои научные познания… После того, как я воочию увидел все, что меня ожидало из важных жизненных событий. Я думаю, тебя не обрадовала бы моя сегодняшняя должность преподавателя за плату от государства, несмотря на то, что ты не обладал богатством, которое могло бы обеспечить меня и мою семью в будущем. Проводя аналогию со всем этим, я не сомневаюсь, что если бы ты был жив в день назначения меня на должность «Шейхуль Ислам» в Османской Империи, мое положение не улучшилось бы в твоих глазах, я не достиг бы твоего довольства. Однако, увидев меня борющимся с политикой притеснения, разрушения, разврата и ереси в депутатских палатах и на страницах журналов как до получения должности «Шейхуль Ислама» и его заместителя, так и после этого, а также увидев, как я защищаю нашу религию, нравственность, этикет и другие ее особенности, как я прожил треть века в борьбе за религию, видя при этом различные трудности и беды, дважды покидая свою родину, лишаясь имущества, дабы не поступить вероломно со своей религией, и будучи арестованным… Но при этом ни в один из дней я не чувствовал сожаления по поводу всего произошедшего. Ты, мой отец, непременно был бы восхищён и доволен мной, видя, как я приносил в жертву из удела этого мира на моем пути. Шейхуль Ислам Мустафа Сабри (да смилуется над ним Аллах), предисловии своей книги «Маукыфуль Акль» 1 Два типа людей которые никак не насытятся: получающие знания и стремящиеся к мирскому